И Москва с остатками ее “сорока сороков” церквей отозвалась в живописной поэтике художника нежным лиризмом, трогательной теплотой. В его холстах не нужно искать полного и точного соответствия архитектурным пропорциям и объемам: не линия, а цвет, импрессионистские и экспрессионистские пятна формируют их. При этом остается исключительная узнаваемость объектов.
Художник свято верует в непреходящую прелесть скромной московской природы, в неистребимость красоты русского храмового зодчества. Вот почему “первопрестольная” Кузьмина никогда не предстает мрачной. Она всегда светлая, оптимистичная.
|
В одном только этом альбоме обозначены десятки заповедных столичных уголков, где доминантой ландшафта выступают монастыри и храмы. (А сколько их не вошло в настоящее издание, хотя и запечатлено рукой художника!) Кремль, Коломенское, Новодевичий монастырь, Троице-Лыково удостоились развернутых изорепортажей. Как знать, может, со временем эти ансамбли будут увековечены персональными изданиями, составленными только из работ Николая Кузьмина?..
Художник не ищет верхних точек, с которых открывались бы выгодные панорамы. Он смотрит на город с земли — как рядовой обыватель. Но видит его, конечно же, иначе — глазами аналитика, художника-романтика.
|
Изредка в поле зрения живописца попадают старые и современные жилые дома, светские здания. Даже взгляд из окон собственной квартиры дает Кузьмину повод для признания в люби к Москве. Но главными остаются все же культовые сооружения: соборы и церкви, колокольни и звонницы, монастырские башни и стены, увенчанные кронами деревьев во всех цветах радуги. В них для автора — особый дух, исповедальный звон седой старины, вдохновение.
Полотна Кузьмина отличает только радостная гамма. Для его палитры характерно практически абсолютное отсутствие черного цвета.
|